Натуральные флажолеты для бас гитары Ещё недавно флажолеты на бас гитаре считались чем-то необычным и экзотическим, и только в конце 70-х годов великий и могучий Джако Пасториус открыл всей бас-гитарной братии того времени всю мощь и красоту игры флажолетами, вернее сочетание системы флажолетов с обычными нотами. На самом деле, диапазон применения флажолетов в обычной игре на бас гитаре очень велик, и во истину не имеет границ и ограничений для фантазии, всё зависит от исполнителя и от его художественного вымысла.
Так что же такое “натуральные флажолеты” и с чем их едят? Всё дело в замечательных и таинственных свойствах струны.В этой статье Вы не найдёте технологических подробностей разметки струн и ладов, а так же описаний гармонических законов и законов строения нотного стана. Моя задача всего-лишь рассказать Вам о базовых понятиях системы флажолетов и о том как их можно начать применять в своей игре на бас гитаре. На этом рисунке отображены (далеко не полностью) основные позиции флажолетов на грифе бас-гитары с указанием соответствующих нот (при условии, что Ваша гитара имеет стандартный строй EADG - Ми,Ля,Ре,Соль).Заметьте, что значения нот флажолетов (если судить по ладу и струне) не соответствуют значениям нот при обычной игре; если попытаться кратко объяснить почему, - при обычной игре тональность извлекаемого звука зависит (грубо говоря) от длины рабочей поверхности струны (от правого порожика до зажатого лада), а при игре флажолетами - от отношения расстояния до взятой точки к общей длине струны (сложновато, но для игры флажолетами этого всего можно и не понимать). Указанные на рисунке точки позволяют очень легко извлекать флажолеты, возможно потом Вы найдёте новые точки, но начать лучше с изучения этих. И ещё. Вам вовсе не обязательно запоминать значения нот флажолетов, достаточно просто научиться их применять в игре, что можно достичь только практикой и экспериментами.Запомнить эту схему очень просто: флажолет очень легко можно извлечь из любой струны на 12-м,9-м,7-м,5-м и 4-м ладах.
Заметьте, что для правильного извлечения флажолета палец левой руки нужно ставить чётко над указанным порожком (не как при обычной игре на ладовом басу!), не прижимая струну вплотную к порожку, а лишь слегка коснувшись струны в указанном месте.Степень нажатия на струну зависит от Вашего баса и струн, а так же от Вашего понятия “силы”. Можно извлекать сразу несколько флажолетов; даже не имея опыта Вы сможете легко извлечь флажолеты из 1-й и 2-й струны на 12-м ладу, или аналогично на 5-м ладу,- всё очень просто! Конечно, для более виртуозной и красивой игры флажолетами нужна большая практика и недюжий вымысел - ну это как всегда и для любого инструмента. Главная задача - научиться чётко и быстро ставитьпереставлять пальцы в нужную позицию и извлекать звук, тогда можно будет делать очень интересные рисунки ,смешивая флажолеты с обычными нотами.
Добавлено (01.10.2008, 21:52)
---------------------------------------------
На этой фотографии демонстрируется позиция правой руки для извлечения флажолетов. К сожалению, словами невозможно объяснить правила правой руки - кажется, что ничего необычного в технике нет, но вроде что-то и есть. Вы должны сами выработать свою технику правой руки и её позицию - ведь самое главное в этой технике (для правой и левой руки) - чтобы флажолет прозвучал, и чем она будет совершенней, тем ярче и сочнее будут звучать Ваши флажолеты. Нужно больше заниматься и практиковаться.
Теперь, когда Вы знаете основы техники игры флажолетами, можно рассмотреть несколько практических приёмов - самых распространённых и самых наиболее часто используемых. Во-первых рассмотрим как можно применять двойные флажолеты (1-я и 2-я струны) в позициях флажолетов (см.рисунок) 12-го,9-го,7-го,5-го и 4-го ладов, ведь это самые часто используемые позиции. Их можно смело применять в любом сочетании при обыгрывании следующих аккордов: Ми, Соль, Ля, Си, Ре. Глупо описывать что-то более детально, так как придётся использовать ноты которые не все любят, а вариантов в этом рецепте может быть сотни и тысячи. Попробуйте поэксперементировать сами, послушать, как звучат те или иные позиции флажолетов при обыгрывании одного из вышеперечисленных аккордов.
Второй пример будет описан более детально, точнее это даже не пример, а скорей упражнение для развития техники игры флажолетами. Возьмём флажолеты на 7-м и 5-м ладах (см. рисунок).Играем: 1-я струна - D и G, 2-я струна - A и D, 3-я струна - E и A, 4-я струна - B и E; потом играем в обратном порядке.Цель этого упражнения - развитие чёткости звукоизвлечения флажолетов и скорости их перебора по всем четырём струнам. То-же самое упражнение можно перенести на флажолеты 4-го и 5-го ладов, 7-го и 9-го; упражнение будет более сложным если извлекать флажолеты из 9-го,5-го и 7-го,4-го ладах.
Натуральные флажолеты - мощный инструмент, позволяющий раскрасить и оживить как бас-партию так и бас-соло. Овладев этой техникой и научившись применять её в своей игре, Вы поднимитесь ещё на одну ступеньку длинной и очень высокой лестницы мастерства игры на бас гитаре.