В 1972 году выходит диск "Vol. 4", песня из которого "Snowblind", раскрывающая страшную суть наркотиков, мгновенно становится хитом. Как и в случае с "Параноидом", компания грамзаписи снова взяла верх над пожеланиями группы. Vol4 ("четвертый альбом") должен был иметь первоначально название "Snowblind" (недвусмысленный намёк на кокаин). Компания грамзаписи подумала, что это было бы слишком скандальным названием, и они изменили его. В это время члены группы были сильно увлечены наркотиками (включая кокаин). В течение записи "Vol4" вся группа сидела часами в Джакузи, нюхая кокаин и покуривая травку, отлучаясь лишь на время необходимое для записи новой песни. Поэтому "Snowblind" было бы соответствующим названием диска. Не имея возможность назвать так свой альбом, группа придумала забавную строчку на его обложке: "Thanks to the Coke-Cola Company". Кстати, Оззи считает этот альбом лучшим. Мы бы сказали, что лучшими можно считать первые шесть альбомов, и из-за их уникальности трудно выделить среди них какой-нибудь один. Все 4 первые диска группы стали "золотыми", а вот вышедший в 1973 году "Sabbath Bloody Sabbath" стал абсолютно платиновым. Теперь уже статус Black Sabbath как супер-группы не смущал даже самых взыскательных меломанов. Если для первых четырёх дисков было характерным нагнетание тяжести, вязкие, мрачные гитарные риффы, то в новом альбоме уже прослеживался заметный рост группы - более сильный и энергичный звук, богатые аранжировки, присутствие элементов классики, более глубокие по смыслу тексты (несмотря на название). Да и голос у Оззи весьма заметно окреп, а диапазон его существенно расширился. Многие справедливо считают этот альбом лучшим в творчестве Оззи как вокалиста. Хард-рок значительно смягчился и "украсился" разнообразием клавишных и аккустической гитары. Тем не менее, это был всё тот же старый добрый Black Sabbath, что ещё раз подтвердило высокое мастерство группы. Кстати, клавишные партии были впервые исполнены человеком "со стороны" - неповторимым Риком Уэйкманом. Диск достиг 4-го и 11-го места в чартах Великобритании и Америки соответственно. .Очередной диск из-за конфликта с менеджером вышел лишь два года спустя. В этом шедевре прослушивает- ся превосходный хор и даже симфонический оркестр. Текстовая концепция в этой работе еще оставалась прежней - мистика плюс социальный протест. А уже в следующем альбоме "Торжество техники" изменилось многое:группа еще выше шагнула вверх и вышла за рамки созданного ею стиля в сторону усложнения. Партии органа впервые исполнил человек "со стороны" - Джералд Вудрафф, и он не подкачал. Автор большинства композиций Тони Йомми после этой работы был признан лучшим хард-роковым гитаристом мира, обогнав таких корифеев жанра,как Ритчи Блэкмор и Джимми Пейдж. "Sabotage" подтвердил возросший класс Black Sabbath и закрепил тенденцию сближения с классикой - здесь уже можно было услышать превосходный хор и симфонический оркестр. Последняя песня на альбоме "The Writ", показывала их чувства к образовавшимся к тому времени проблемам с менеджментом и всем трудностям, с которыми они столкнулись. Гнев очень силен и в лирике, и тоне голоса Оззи. После прослушивания песни у слушателя не может не возникнуть симпатий к группе, к тому, что они остались вместе и не распались. Некоторые лейблы (Warner Bros., например) включили в альбом скрытую мелодию после песни, надо только сделать звук погромче чтобы услышать ее. Это старый хит группы "Nitty Gritty Dirt Band" под названием "Blow on the Jug". Звукорежиссер записал ее в течение мастеринга и потом поместил на альбом. Печально, что мы ни когда не услышим огромного количества кавер-версий различных песен в исполнении Black Sabbath. Перечисленные выше первые 6 альбомов группы представляют собой вершину творчества команды. Столько разработок, хитов и такого профессионализма не давала в то время далеко не каждая известная группа. Black Sabbath мгновенно завоевали любовь почитателей необычной музыки по всему миру и с каждой своей новой работой еще больше демонстрировали свою уникальность и свой высокий профессионализм. Конец 70-х. Первый провал В 1975 году появились первые проблемы. Альбомы "Торжество техники" и "Не унывай" не могли повторить успех предыдущих пластинок, и часть фанатов отвернулась от группы. Сам Йомми объясняет это факт следующим образом: "...В те годы мы брали с собой на концерты в качестве разогревающих такие группы, как "Ван Халлен" и "Аэросмит". Они работали перед нами,и это сыграло нам отрицательную роль. Ребята пели о сексе, любви при- чем их музыка была проще и доступнее, как и тексты.Мы видели, что с появлением конкурентов нас ждет кризис, если мы не создадим нечто новое. Кроме этого во время гастрольного турне неожиданно ушел Оззи Ос- борн и встала проблема с поисками вокалиста." В 1976 году выходит диск "Technical Ecstasy", в котором группа шагнула вверх и вышла за рамки разработанного ею стиля в сторону усложнения. После выхода альбома Тони Айомми наконец-то был признан лучшим хард-роковым гитаристом мира, встав рядом с такими виртуозами как Ричи Блэкмор и Джими Пэйдж. Органные партии были исполнены Джералдом Вудраффом, а такой необычный вокал в столь же необычной песне "It`s Alright" принадлежал никому иному как... Биллу Уорду - ударнику группы! И, тем не менее, на этом альбоме впервые ощущается, что группа слегка сдаёт свои позиции. Диск был значительно менее тяжелым, чем предыдущие альбомы, возможно из-за того, что группа была сыта по горло такой музыкой (да и продавался он заметно хуже). Ребята преуспели в заработке денег, и имели столько автомобилей, сколько пар носков у простого смертного, да и, признаться, они уже порядком устали от постоянных туров.Музыка "Блэк Саббат" в "Торжестве техники" предстала столь же футуристичной, как тексты: из глубины средневековья поэзия Оззи шагнула в не менее таинственное будущее. Конец 1970-ых также принес некоторые неприятности группе - в 1977 скончался отец Оззи. Это было серьёзной потерей для Оззи, и он ушел из Black Sabbath,.словно по примеру своих фанов не согласный с новаторскими экспериментами коллег. Он мечтает возродить дух старого состава "Блэк Саббат" под своим именем.Шокированные Айомми, Батлер и Уорд быстро находят себе нового певца - Дэвида Уокера (David Walker, ex-SAVOY BROWN), но ему удается показаться "на людях" лишь в телепередаче ВВС, так как уже в январе 78-го Оззи возвращается в Black Sabbath. Но тоже ненадолго - после альбома "Never Say Die" и короткого турне Оззи Осборн окончательно уходит из Black Sabbath, полностью переключившись на сольную деятеяность. , Отец Оззи всегда думал, что его сын или закончит в тюрьме или станет кем-нибудь очень особенным. В это же время Оззи просит Гленна Хьюза организовать вместе с ним группу - начинали возникать творческие и чисто человеческие разногласия с другими участниками команды, в первую очередь - с Тони Айомми. Однако Гленн не присоединился к Оззи... Тем временем Сабы продолжали работу над следующим альбомом. Следующая работа группы, альбом "Never Say Die!", вышедший в 1977 году, ярко продемонстрировал, что эксперименты Тони Айомми не закончились. Тони арендовал студию в Торонто, потому что там записали один из своих альбомов Rolling Stones, и группа отправилась туда в середине зимы, чтобы записать материал. Тони также пригласил Дейва Уолкера из Fleetwood Mac, чтобы написать новый материал для их альбома. Тем временем Оззи решился вернуться в группу, но он отказался петь любую песню, написанную Дейвом Уолкером. Так что Дейву пришлось уехать, а группа переписала все песни. Тем не менее, на бутлеге "Archangel Rides Again" можно найти песню "Junior`s Eyes" с его вокалом. "Junior`s Eyes" сохранялась почти без изменений для основной версии альбома, кроме того, что Оззи изменил текст, чтобы сказать до свидания своему отцу...Работа 1978 года "Забудь о смерти" (о жизни летчика-исгребителя, на клавишных - Дон Эйри, впоследствии - штатный органист сольных проектов Оззи) получилась менее яркой, но еще более сложной и виртуозной, чем предыдущая. Появились многоструктурные, даже джаз-роковые композиции. Слишком откровенным был разрыв с прошлым, со стилем, принесшим известность, уход в мир синтезированных произведений. И некоторые поклонники стали отворачиваться от "Блэк Саббат". Альбом получился настолько интересным и сложным , что его... не поняли - это было уже что угодно, но не Black Sabbath. Единственной композицией, отдалённо напоминавшей былой дух группы, стала заглавная песня "Never Say Die!". А последнюю песню исполнил всё тот же Билл Уорд, так как Оззи просто отказался петь такое. Единый со своими фанами, Оззи Осборн покидает группу в 1979 году, чтобы создать свой не менее уникальный и, пожалуй, более популярный сольный проект, продолжающий старые разработки Black Sabbath.
|